Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания/гиперактивности - это дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации.
Чем опасен СДВГ?
Нарушение внимания и/или явления гиперактивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок с дефицитом внимания также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности.
Какие варианты СДВГ выделяют?
Выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:
- Синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания
Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть, по крайней мере, один ребенок с данным заболеванием. Мальчики страдают СДВГ в 2 раза чаще девочек и для мальчиков более характерно наличие изолированной гиперактивности или гиперактивности в сочетании с нарушениями внимания.
Прогноз СДВГ относительно благоприятен, так как у значительной части детей при правильном лечении симптомы заболевания исчезают в подростковом возрасте. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых.
Диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии, по крайней мере, 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:
- Не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе
- С трудом поддерживает внимание в работе и игре
- Не слушает то, что ему говорят
- Не в состоянии следовать инструкциям
- Не может организовать игру или неигровую структурированную деятельность (например, выполнение домашнего задания)
- Имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания
- Часто и легко отвлекается
Для диагностики гиперактивности необходимо наличие, по крайней мере, 5 из перечисленных ниже симптомов.
Ребенок гиперактивен, если он:
- Совершает суетливые движения руками и ногами
- Часто вскакивает со своего места
- Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема
- Не может играть в "тихие" игры
- Всегда находится в движении
Ребенок
импульсивен, если он:
- Отвечает на вопрос, не выслушав его
- Не может дождаться своей очереди
- Вмешивается в разговоры и игры других
Обязательными характеристиками СДВГ также являются:
- Продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 месяцев
- Постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки (например, в школе и дома)
- Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности
- Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания
От чего возникает СДВГ?
В основе формирования СДВГ лежат нейробиологические факторы: генетические механизмы и перинатальное повреждение центральной нервной системы (поражение головного и спинного мозга, возникающее в процессе беременности, родов и раннего послеродового периода), которые могут сочетаться друг с другом. Именно они определяют изменения со стороны функционирования нервной системы и нарушения высших психических функций и поведения, соответствующие картине СДВГ. Во многих случаях дополнительное воздействие на детей с СДВГ оказывают негативные социально-психологические факторы (прежде всего - внутрисемейные), которые сами по себе не вызывают развития СДВГ, но всегда способствуют усилению отмечающихся у ребенка симптомов и трудностей адаптации.
Нарушения, сопутствующие СДВГ (так называемые, коморбидные расстройства).
Дополнительные сложности внутрисемейной, школьной и социальной адаптации у детей с СДВГ могут быть связаны с формированием сопутствующих нарушений, которые развиваются на фоне СДВГ как основного заболевания не менее чем у 70% пациентов. Коморбидные расстройства при СДВГ представлены следующими группами: оппозиционно-вызывающим поведением, тревожными расстройствами, расстройствами настроения, нарушения развития речи, трудностями обучения, недостаточностью координации, неловкостью, тиками). Другими сопутствующими СДВГ расстройствами могут быть нарушения сна, и непроизвольное мочеиспускание во сне.
Как лечат СДВГ?
Наибольший эффект в лечении синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии, однако решать вопрос о комплексе необходимых лечебных мероприятий должен врач невролог.
Ребенку с синдромом дефицита внимания/гиперактивности рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей противопоставлено общепринятым нормам. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как "хулиганское" и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях.
Медикаментозная терапия разрабатывается по индивидуальным показаниям, когда расстройства познавательной деятельности и проблемы поведения ребенка или подростка с СДВГ невозможно преодолеть с помощью психотерапевтических методов коррекции.
Отечественными специалистами при лечении СДВГ традиционно используются препараты ноотропного ряда, пептидные препараты, которые запускают внутренние механизмы компенсации и способны восстанавливать нормальное развитие ребенка, положительно влияя на познавательные функции (внимание, память, речь). Кроме того, эти препараты положительно действуют на обменные процессы в нервной системе и способствуют созреванию тормозных и регуляторных систем мозга.
В случаях сочетания СДВГ с деструктивным поведением, тревожными расстройствами, тиками применяются препараты, усиливающие синаптическую передачу с участием норадреналина в разных структурах мозга
Зачастую, сопутствующие СДВГ расстройства сна и поведения требуют дополнительного лечения препаратами успокаивающего и противотревожного действия.
Еще одно направление терапии СДВГ заключается в контроле негативных факторов питания и окружающей среды, приводящих к поступлению в организм ребенка нейротоксических веществ (свинец, пестициды, пищевые красители, консерванты). Среди микронутриентов с подтвержденным клиническим эффектом при СДВГ следует отметить препараты магния.
Таким образом, лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности должно начинаться рано (сразу после постановки диагноза), быть комплексным, непрерывным и продолжительным.
О.В. Быкова
Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии
Департамента Здравоохранения г. Москвы
Определить, есть ли у вашего ребенка расстройства внимания и поведения вы можете самостоятельно, ответив на вопросы, указанные в таблице. Если предложенная характеристика поведения наблюдается у вашего ребенка более 6 месяцев - ответьте «да».
1 | Часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки в школьных заданиях | да | нет |
2 | Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр да нет | да | нет |
3 | Часто складывается впечатление о том, что ребенок не слушает обращенную к нему речь | да | нет |
4 | Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемой инструкции и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте | да | нет |
5 | Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности | да | нет |
6 | Обычно избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, при выполнении школьных заданий, домашней работы) | да | нет |
7 | Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например: игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты) | да | нет |
8 | Легко отвлекается на посторонние стимулы | да | нет |
9 | Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях | да | нет |
10 | Часто наблюдаются беспокойные движения рук и ног, сидя на стуле, крутится и вертится | да | нет |
11 | Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте | да | нет |
12 | Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это не приемлемо (у подростков это может ограничиваться субъективным ощущением беспокойства) | да | нет |
13 | Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге | да | нет |
14 | Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор» | да | нет |
15 | Часто бывает болтливым | да | нет |
16 | Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца | да | нет |
17 | Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях | да | нет |
18 | Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в разговор) | да | нет |
Для диагностики СДВГ необходимо не менее шести утвердительных ответов на пункты 1-9 и не менее шести утвердительных ответов на пункты 10-18. Если вы набрали указанное количество утвердительных ответов – незамедлительно обращайтесь к специалисту, который подберет для вашего ребенка оптимальную схему лечения.
Помните, что любое лечение ребенка должно сопровождаться помощью и поддержкой со стороны родителей.
Родителям детей с СДВГ лучше придерживаться следующих принципов:
- Строить взаимоотношения с позитивным настроем. Хвалите ребенка всегда, когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи
- Избегать запрещающих слов «нет» и «нельзя», и категорических запретов
- Давать ребенку задания поочередно или только одно задание на назначенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Проконтролировать выполнение этого задания
- Использовать устные инструкции в сочетании со зрительной стимуляцией
- Поощрять ребенка за все виды деятельности, которые требуют концентрированного внимания (например, чтение, работа с кубиками, раскрашивание)
- Поддерживать четкий график дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно ежедневно соответствовать этому распорядку
- По возможности нужно избегать пребывания в местах скопления людей, ограничивать прием гостей дома
- Необходимо следить, чтобы ребенок не переутомлялся, поскольку это приводит к снижению уровня самоконтроля и нарастанию гиперактивности
- Ограничивать время пребывания у телевизора, компьютера
- Необходимо, чтобы у ребенка был достаточно продолжительный сон
- Полезна ежедневная физическая нагрузка – бег, спортивные занятия, плавание, длительные прогулки на свежем воздух
О.В. Быкова
Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии
Департамента Здравоохранения г. Москвы