Что такое перинатальная энцефалопатия?
Перинатальные поражения нервной системы у новорожденных – ряд состояний и заболеваний головного, спинного мозга и периферических нервов, объединѐнных в общую группу по времени воздействия повреждающих факторов. К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается с 22 недели внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. Интранатальный период включает в себя акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка. Неонатальный период подразделяется на ранний неонатальный (соответствует первой неделе жизни ребенка) и поздний неонатальный (от 8-х по 28-е сутки жизни включительно) периоды.
Почему возникает перинатальная энцефалопатия?
Перинатальная энцефалопатия является частым осложнением патологии беременности и родов. Это состояние обусловлено, как правило, кислородным голоданием центральной нервной системы, возникающее при различных отклонениях течения сложного для ребенка перинатального периода. Перинатальные повреждения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы раннего детского возраста, и непосредственно участвуют в развитии таких заболеваний, как детский церебральный паралич, эпилепсия, минимальная мозговая дисфункция. В зависимости от степени повреждения центральной нервной системы, а так же от наличия правильного и своевременного лечения, возможны различные исходы перинатальной энцефалопатии - треть пациентов, как правило, требует минимальной реабилитационной поддержки для выздоровления, треть нуждается в серьезном, в том числе и медикаментозном лечении, а треть даже при грамотно и длительно оказываемой медицинской помощи, все равно в дальнейшем будет иметь те или иные нарушения здоровья.
Среди причин перинатальных поражений мозга ведущее место занимает внутриутробная и интранатальная (в родах) гипоксия плода, второе по значимости место принадлежит фактору механической травматизации ребенка в процессе родов – как правило, в сочетании с той или иной выраженностью, предшествующей внутриутробной гипоксии. Также в структуру этиопатогенетических факторов перинатальной патологии включают инфекционные (в том числе вирусные) и токсико-метаболические варианты поражения нервной системы. Таким образом, среди факторов, обусловливающих перинатальное поражение ЦНС, выделяют следующие:
- Внутриутробная гипоксия (кислородное голодание) плода
- Механическая травматизация в процессе родов
- Инфекционные (вирусные) факторы
- Сочетание перечисленных факторов
Среди факторов риска перинатальной энцефалопатии у детей, большой удельный вес принадлежит материнской заболеваемости, которая по данным многочисленных исследований, не только нарушает преконцепционное здоровье, то есть здоровье, отвечающее за рождение здорового потомства, родительской пары, но и оказывает непосредственное негативное влияние на плод.
При изучении структуры общей патологии беременных женщин в динамике последних пяти лет, отмечается значительный рост их заболеваемости, в первую очередь, за счет увеличения частоты сахарного диабета и болезней щитовидной железы. Во время беременности эти заболевания приводят к плацентарной недостаточности и нарушению всасываемости и усвоения питательных веществ через плаценту, а также дефициту транспорта кислорода и углекислоты, что проявляется синдромом задержки развития плода, внутриутробной гипотрофией, незрелостью легких и сурфактанта. Установлено, что снижение маточно-плацентарного кровотока служит объективным показателем гипоксического поражения мозга.
Чем проявляется перинатальная энцефалопатия?
Клинически перинатальная энцефалопатия проявляется несколькими симптомокомплексами, наиболее частыми из которых являются: «задержка моторного и психического развития», «гипертензионно-гидроцефальный синдром», «синдром мышечной дистонии», «судорожный синдром», «синдром поражения ствола мозга».
Что такое задержка психомоторного развития и как ее лечить?
Самый сложный период в жизни ребенка - это период младенчества. Темпы роста и развития младенцев просто стремительны. В то же время, ребенок рождается с далеко еще не законченным развитием всех органов и тканей, которые уже после рождения постепенно совершенствуются и приближаются по своему строению и функциям к органам взрослого человека, поэтому подробное изучение основных сторон развития ребенка первого года жизни является насущной необходимостью для детских врачей всех специальностей. Прослеживая развитие малыша от периода новорожденности до 1 года, специалисты ориентируются на антропометрические данные ребенка, его психомоторное развитие (двигательную активность), речевое развитие, формирование навыков и умений.
Исходя из особенностей психомоторного статуса здорового новорожденного ребенка, внимательно прослеживая во времени угасание врожденных рефлексов и приобретение двигательных и социальных навыков, можно оценить на сколько правильно и гармонично протекает развитие малыша на первом году жизни.
Задержка психомоторного развития и становления двигательных навыков наблюдается при различных наследственных заболеваниях, у детей с патологией центральной нервной системы, приводящей к формированию стойких двигательных нарушений, вплоть до детского церебрального паралича. При этом под задержкой понимается отставание в развитии на 2 и более месяцев. Особое внимание следует уделять детям с регрессом ранее приобретенных двигательных и психоречевых навыков, что может свидетельствовать о дегенеративных заболеваниях нервной системы.
Легкая (темповая) форма задержки развития часто встречается у недоношенных детей, при хронических не неврологических болезнях, рахите. При умеренных и тяжелых задержках рекомендуется провести специальное обследование и лечение.
Немедикаментозная коррекция психомоторных задержек у детей первого года жизни включает:
Физическую реабилитацию: разнообразный лечебный массаж, лечебную гимнастику, лечение «положением» (укладки, туторы, «воротники» и т. д.), Войта-терапию; упражнения в воде и гидромассаж; сухую иммерсию (имитация невесомости); физиотерапию (переменное магнитное поле, синусоидальные модулированные токи, электрофорез, парафинотерапия, лазеротерапия, свето- и цветотерапия)
Психолого-педагогическую коррекцию: коррекционную (кондуктивная) педагогику; психотерапевтическую коррекцию в диаде «мать–дитя» (контакт «кожа-к-коже», «кенгуру»); музыкотерапию, эстетотерапию; тактильно-кинестетическую стимуляцию. Для недоношенных детей особенно рекомендуется сочетание двух-трех «мягких» методов физического воздействия с психоэмоциональной и психосенсорной коррекцией, что помогает моделировать эффект так называемых «сенсорных комнат», применяемых в реабилитации более старших пациентов.
Медикаментозную терапию, которую применяют неврологи с целью коррекции двигательного и психического развития на первом году жизни, в основном, представлена пептидными препаратами, которые запускают эндогенные механизмы компенсации и возвращают ребенка к нормальному развитию.
Что такое синдром мышечной дистонии и как его лечить?
Тонусные нарушения у младенца могут быть локальными (связанными с одной группой мышц) или распространенными (связанными с несколькими мышечными группами). По характеру изменения мышечного тонуса они подразделяются на гипотонию (сниженный тонус), гипертонус (повышенный тонус) и дистонию (неправильное сочетание повышенного и пониженного тонуса).
Типичным и наиболее часто встречающимся локальным тонусным нарушением можно считать младенческую кривошею.
Кривошея, как правило, бывает обусловлена негрубым недоразвитием или травматическим повреждением грудино-ключично-сосцевидной мышцы и корешков, выходящих из С5 - С6 сегментов спинного мозга или добавочного нерва, к возрасту 6-9 месяцев кривошея обычно исчезает. Однако легкие симптомы кривошеи можно обнаружить и в более старшем возрасте. Ощущается сопротивление при повороте в противоположную пораженной мышце сторону.
В качестве лечения вашему ребенку могут назначить аппликации, электрофорез или обкалывание траумелем, ректальные свечи вибрукол, укладки головы в правильное положение с помощью подушки "баранки".
Мышечная гипотония (синдром «вялого ребенка») проявляется главным образом уменьшением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема (появления разболтанности в суставах). В тяжелых случаях гипотония оказывает влияние на позу ребенка: крайним выражением диффузной мышечной гипотонии является «поза лягушки». Синдром «вялого ребенка» может иметь место при большом спектре заболеваний: тяжелые не неврологические заболевания, рахит, тяжелая перинатальная гипоксия (кислородная недостаточность) и родовая травма, приводящие к формированию церебрального паралича, нарушения обмена веществ, нервно-мышечные болезни, аномалии развития и дегенеративные заболеваний нервной системы, хромосомные синдромы, некоторые формы эндокринной патологии.
Диффузная мышечная гипотония часто встречается при наследственной патологии. В таком случае возможно присоединение недостаточной прибавки в весе и росте, эпилептических приступов, эпизодов острого нарушения мозгового кровообращения. Выраженное снижение мышечного тонуса часто встречается у недоношенных детей, причем к 3-6 месяцам у них возможна трансформация гипотонии в спастический синдром.
При выраженной стойкой мышечной гипотонии, особенно в сочетании с задержкой психомоторного развития, необходимо проведение регулярных реабилитационных курсов (массаж, ЛФК, физиотерапия, гидро и бальнеотерапия, иглорефлексотерапия, логопедические занятия, медикаментозное лечение).
Мышечный гипертонус может проявляться от незначительного (не затрудняющего движения и развитие) до выраженного вплоть до спастического синдрома (крайняя форма гипертонуса). Повышение мышечного тонуса может сочетаться с активацией тонических рефлексов и задержкой угасания безусловных рефлексов.
Тонические рефлексы в сочетании с повышенным мышечным тонусом оказывают патологическое влияние на позу ребенка. Такая картина зачастую наблюдается у недоношенных и незрелых детей, а также при формировании детского церебрального паралича. В последнем случае безусловные рефлексы могут даже усиливаться.
Дистонии и гиперкинезы (неправильные, лишние, вычурные и избыточные движения) - данные клинические проявления часто появляются отсрочено, после 3-6 месяцев жизни, но могут отмечаться и с рождения.
Гиперкинезы, как правило, характеризуют поражение подкорковых ядер головного мозга, которые часто сочетаются с другими неврологическими симптомами (например, с тугоухостью). Как гипертонус, так и дистонии, формируя длительные неправильные позовые установки у ребенка, с течением времени приводят к деформациям скелета малыша. Поэтому при наличии двигательных нарушений, помимо невролога, такого ребенка обязательно должен наблюдать ортопед.
С момента установления диагноза рекомендуется начать курс восстановительного лечения. Проведение восстановительной терапии (при отсутствии противопоказаний со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, отсутствии эпилептических пароксизмов и др.) включает массаж, лечебную физкультуру, ортопедические укладки, физиотерапевтическое лечение, гидро и бальнеотерапию, иглорефлексотерапию, логопедические занятия, занятия в сенсорных комнатах.
Методики раннего развития и медикаментозную терапию выбирают индивидуально, в зависимости от выраженности синдрома и сочетания его с задержкой развития, гиперкинетическим и дистоническим синдромами.
Медикаментозная терапия, назначаемая с целью коррекции мышечного тонуса у детей на первом году жизни, подразделяется на препараты, снижающие мышечный тонус (антиспастические препараты) и препараты, корригирующие мышечную гипотонию.
Что такое гипертензионно-гидроцефальный синдром и как его лечить?
В норме прирост окружности головы на 1 году жизни составляет 11-12 см:
- За первый триместр жизни окружность головы увеличивается на 4 см (1.5 см/месяц)
- За второй триместр жизни - на 3 см (1 см/месяц)
- За второе полугодие жизни окружность головы увеличивается 3-4 см (0.5 см/месяц)
Патологический прирост окружности головы как симптом гидроцефалии развивается вследствие закупорки ликворных путей на различных уровнях и при нарушении взаимоотношений между процессами выработки и всасывания спинномозговой жидкости.
Гидроцефалия:
Врожденная гидроцефалия - заболевание, которое формируется у плода во время беременности и ребенок рождается уже больным. Основные причины врожденной гидроцефалии – пороки развития, реже внутриутробная инфекция, значительно реже причиной гидроцефалии является кровоизлияние в желудочки мозга у плода.
Приобретенная гидроцефалия - болезнь формируется после рождения ребенка, иногда на самых ранних сроках жизни. Причинами приобретенной гидроцефалии являются внутрижелудочковые кровоизлиянии, инфекция с поражением центральной нервной системы – менингиты, энцефалиты, черепно-мозговая травма, опухоли головного мозга.
Клинические симптомы внутричерепной гипертензии:
- Изменения в поведении ребенка: беспокойство, частый и монотонный плач, запрокидывание головы, частое срыгивание
- Задержка психического, моторного и психоречевого развития
- Раскрытие сагиттального шва более 0.5см, выбухание, напряжение большого родничка
- Изменения формы черепа с высоким лбом (башенный череп) или с резко выступающим затылочным бугром в сочетании с избыточным приростом окружности головы, преобладание окружности головы над окружностью груди
- Симптом Грефе, "застойные" изменения на глазном дне
- Повышение мышечного тонуса, преимущественно в кистях и стопах
- Тремор (дрожание) кистей рук с тенденцией к их раскрытию
Помимо гидроцефалии, обладателями черепа «гидроцефальной формы» с большой окружностью головы могут быть дети со следующими состояниями:
- Конституционально большеголовые дети
- Младенцы с синдромальными состояниями и наследственными заболеваниями
Для адекватной оценки ситуации необходимо всегда сопоставлять окружность головы с окружностью груди, оценивать размеры головы у родителей ребенка, ориентироваться на результаты дополнительных методов исследования (осмотр глазного дна, НСГ, КТ, МРТ).
Медикаментозная терапия, для коррекции гидроцефального синдрома на первом году жизни, в основном, представлена препаратами диуретического и сосудистого действия.
Гидроцефалия - это заболевание, которое лечит не невролог, а нейрохирург. Без консультации нейрохирурга невролог принимать решение о лечении гидроцефалии не может. Если по каким-либо причинам, оперативное лечение гидроцефалии ребенку не показано, невролог с нейрохирургом наблюдают такого пациента вместе.
Недостаточный прирост окружности головы отмечается при прогрессирующих наследственно-дегенеративных заболеваниях, при органических поражениях с тяжелым течением (вторичная микроцефалия - когда не растет мозг и из-за этого замедляется рост черепа), при краниостенозах (патология костей черепа, требующая оперативного лечения у нейрохирурга).
Следует обратить внимание на то, что скорость зарастания большого родничка у каждого ребенка строго индивидуальна, и, скорее связана с особенностями минерального обмена, чем с патологией нервной системы. Сохранение открытого большого родничка к концу второго полугодия жизни малыша при отсутствии неврологических жалоб не является причиной для большого беспокойства, так же как ускоренное закрытие большого родничка ни в коем случае не является причиной для прекращения плановой профилактики рахита у младенца.
Что такое судорожный синдром и как его лечить?
В практике детского невролога есть немало состояний, протекающих пароксизмально, т.е. возникающих внезапно, кратковременно существующих и резко прекращающихся. Примером пароксизмов являются эпилептические припадки, обычно сопровождающиеся потерей сознания. Однако не все пароксизмы протекают с нарушением сознания, некоторым из них свойственна весьма необычная симптоматика, что может стать причиной диагностических ошибок.
Особую сложность представляет выявление и дифференциация различных пароксизмальных состояний в младенческом возрасте. Для выбора правильной тактики лечения необходимо различать пароксизмальные состояния эпилептической и неэпилептической природы, однако, четко разграничить причину пароксизмов и их прогноз может только опытный невролог-эпилептолог.
Аффективно-респираторный пароксизм представляет собой кратковременную остановку дыхания на высоте плача с побледнением или посинением кожных покровов. Необходимо дифференцировать аффективно-респираторные пароксизмы с синдромом апноэ (прекращения дыхания), который часто встречается у недоношенных и незрелых младенцев, а также у детей с патологией сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ствола мозга. Для четкой дифференциации проводят исследование полисомнографию, позволяющую с помощью одновременной регистрации ЭЭГ, электрокардиограммы и спирограммы (графика дыхания) определить, что является первопричиной нарушения дыхания у малыша. Сами по себе, аффективно-респираторные пароксизмы не являются эпилептическими, однако частота их дальнейшей трансформации в эпилепсию довольно высока.
Пароксизмальные нарушения сна представляют собой достаточно большую группу состояний, которые необходимо дифференцировать как с не неврологическими болезнями, так и с эпилептическими пароксизмами. Наиболее характерные представители пароксизмальных нарушений сна – ночные кошмары, во время которых малыш резко и пронзительно начинает кричать и плакать, не пробуждаясь при этом полностью и мало реагируя на окружающее. Наличие часто повторяющихся ночных кошмаров может указывать на неблагополучие психической сферы ребенка.
Фебрильные судороги являются самым распространенным вариантом пароксизмальных состояний в детском возрасте. Фебрильные судороги (ФС) - это пароксизмы различной продолжительности, протекающие преимущественно в виде судорожных припадков у детей грудного и раннего возраста при температуре тела не менее 37,8—38,5°С. ФС имеют повышенную вероятность трансформации в эпилепсию.
Выделяют типичные и атипичные ФС. Первые имеют небольшую продолжительность (до 15 минут), генерализованный характер (вовлечены все конечности, кратковременно утрачивается сознание); показатели психомоторного развития ребенка обычно соответствуют возрастным, нет типичных изменений на ЭЭГ. При атипичных ФС продолжительность приступа составляет более 15 минут (до нескольких часов), имеется преимущественная заинтересованность конечностей с одной стороны; иногда после приступа возникают Тоддовские парезы – преходящая мышечная слабость в конечностях, заинтересованных судорогой (в 0,4% случаев), на ЭЭГ нередки эпилептические очаговые изменения.
Неонатальные судороги (НС), возникают в течение первых 4 недель жизни доношенного новорожденного (с 1-го по 28-й день) и несколько позже у недоношенных. Неонатальные судороги довольно сложно отличить по клиническим проявлениям от доброкачественных движений ребенка - их наличие устанавливается с помощью ЭЭГ с видеозаписью. Наиболее тяжелый прогноз имеют миоклонические приступы и могут свидетельствовать о дебюте ранней тяжелой эпилепсии.
Эпилепсия - это хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными непровоцируемыми судорожными приступами, вызывающими нарушение двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций, возникающих вследствие чрезмерных нейронных разрядов в коре головного мозга. Распространенность эпилепсии среди детского населения составляет около 10 случаев на 1000 детей.
Эпилепсия - это очень неприятное, но очень распространенное неврологическое заболевание, особенно в детском возрасте. Помимо создания угрожающих жизни младенца состояний при затяжных и осложненных судорожных припадках, эпилепсия приводит к отдаленным негативным последствиям, нарушая познавательное, психо-социальное и двигательное развитие ребенка. Современные противосудорожные препараты дают возможность контролировать большинство форм эпилепсии, но родители боятся давать их детям из-за плохой репутации противосудорожных препаратов старших поколений, опасаясь их побочных эффектов. Все ваши опасения нужно обсудить со специалистом. Не лишайте из-за своих предрассудков своего ребенка здорового будущего.
Какими бывают симптомы поражения ствола мозга и чем их лечат?
Мозговой ствол, или ствол головного мозга - традиционно выделяющийся отдел головного мозга, представляющий собой протяжённое образование, продолжающее спинной мозг.
В стволе мозга сконцентрированы жизненно-важные центры, отвечающие за дыхание, глотание, сердечную деятельность, согласованные движения глаз и т.п. У новорожденных с неврологическими проблемами деятельность этих центров может быть недостаточно сформирована или повреждена. Недооценка симптомов поражения ствола головного мозга может привести к критическим последствиям.
Бульбарные, псевдобульбарные расстройства у детей с поражением нервной системы отмечаются с рождения. Проявляются вялым сосанием, затем начинают поперхиваться слюной и пищей, захлебываться, пища выливается через нос, изменяется тонус языка, нарушается формирование речи.
Глазодвигательные расстройства очень характерны для детей младенческого возраста с патологией ЦНС. Спектр возможных нарушений включает в себя нистагм (дрожание глазных яблок), различные виды косоглазия. Крайне важно выделение из этой группы пациентов – слабовидящих, так как глазодвигательные нарушения могут являться первыми симптомами нарушения зрительной функции (например, так называемый, «плавающий нистагм слепых»). Пациенты нуждаются в совместном наблюдении невролога и офтальмолога.
Нарушения дыхания и сердечного ритма – также характерны для пациентов с нарушенной функцией стволовых структур. Особенно подвержены нарушениям (выпадениям) дыхания или апноэ и аритмиям младенцы, родившиеся недоношенными и маловесными. В такой ситуации принципиальной задачей является дифференциальная диагностика неврологических и не неврологических (кардиологических, дыхательных) причин выявленных нарушений. Такие пациенты требуют тщательной диагностики и наблюдения невролога, пульмонолога, кардиолога и ЛОР-врача.
Обязательно спросите специалистов о наличии стволовых нарушений у вашего малыша. Их последствия могут быть очень грозными (например, дыхательные нарушения по типу апноэ обуславливают синдром внезапной младенческой смерти, а нарушения глотания и хронические "поперхивания" приводят к тяжелейшим аспирационным пневмониям), но при правильном и тщательном уходе (правильная поза ребенка во время сна, кормление с приподнятым головным концом и специальная диета) неприятностей можно избежать даже без дополнительных лекарственных препаратов.
Все ли отклонения в развитии младенца требуют специального лечения?
Вариантами нормы на первом году жизни являются следующие события:
- Физиологический тремор - ритмичные подергивания ручек или подбородка во время крика или кормления. В норме имеет место у половины детей в возрасте до 3 месяцев. Часто тремор наблюдается у недоношенных новорожденных до 6 месяцев
- Физиологическая астазия-абазия - с 2 до 5 месяцев ребенок при "подвешивании" не опирается на плоскость ногами, поджимает их, в соответствии с этим и нет шаговых движений (в связи с угасанием рефлекса опоры)
- Яктация - укачивающие (самоуспокаивающие) движения туловища и/или головы, появляющиеся у ребенка преимущественно перед сном, характерны для детей, воспитывающихся без попечения родителей
- Комплекс оживления – разнообразные хаотичные движения, сопровождающие эмоциональные, как правило, позитивные «всплески». Особенно характерны для детей с иммобилизованными конечностями (например, получающими лечение гипсованием или ортопедическими аппаратами
Таким образом, все дети с перинатальной энцефалопатией нуждаются в длительном динамическом наблюдении специалистов и проведении индивидуально подобранных повторных курсов восстановительного лечения, с интервалом не более 3 месяцев и с регулярным контролем его эффективности, в течение первого года жизни условиях амбулаторных реабилитационных центров, отделений стационаров и районных поликлиник.
Однако, для того чтобы реабилитационный процесс был непрерывным, специалистов здравоохранения недостаточно - необходимо вовлекать в реабилитационный процесс семью ребенка. Профессионалы, заинтересованные в результате своего труда, с удовольствием проведут обучение матерей основам занятий ЛФК, грудничкового плавания, методикам раннего развития детей. Вопреки укоренившемуся мнению, восстановительное лечение детей с перинатальной патологией нервной системы должно начинаться сразу после постановки диагноза, и прекращаться только после того как ребенок по всем параметрам физического, моторного и психоречевого развития «догонит» своих сверстников.
О.В. Быкова
Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии
Департамента Здравоохранения г. Москвы
Для того, чтобы самостоятельно разобраться в соответствии развития вашего малыша возрастным нормам, необходимо эти нормы знать, поэтому в данном разделе мы приводим для вашего внимания основные критерии нормального развития ребенка первого года жизни.
Антропометрические данные (масса тела, рост, окружность головы, груди) служат ориентиром темпов роста и развития малыша, отражают особенности его питания, а главное, помогают привлечь внимание к определенным отклонениям в его росте и развитии.
Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду.
Длина тела (рост) доношенного новорожденного ребенка колеблется от 46 до 56 см. Средний рост мальчиков составляет 50,7 см, девочек - 50,2 см.
Примерная длина тела (ДТ) ребенка первого года жизни рассчитывается по формуле:
ДТ (для первых трех месяцев жизни) = ДТ (при рождении) + 3 × N, где:
ДТ - длина тела; N - число месяцев жизни; а 3 см. - средняя ежемесячная прибавка длины тела в первом квартале младенчества
Для второго квартала ежемесячное увеличение роста составляет 2,5 см., для третьего квартала - 2 см. В четвертом квартале рост увеличивается в среднем на 1 см. ежемесячно.
В течение первого года жизни младенцы вырастают в среднем на 25 - 27 см. Рост годовалого ребенка составляет 75 - 77 см.
Масса тела - это основной антропометрический показатель, который у большинства зрелых доношенных новорожденных колеблется в пределах 2700 - 4000 г.
По данным большого количества исследований средний вес новорожденного мальчика составляет 3200 - 3500 г. (средний — 3493 г.), новорожденной девочки - 3200 - 3400 граммов (средний - 3348 г.)
Формула для ориентировочного расчета массы тела ребенка первого полугодия:
Масса тела (МТ) = МТ (при рождении) + 800 × N, где:
МТ - ориентировочная масса тела ребенка; 800 г. - средняя прибавка массы тела в течение первого полугодия; N - возраст ребенка в месяцах (от 1 до 6)
Еще два важных антропометрических показателя - окружности головы и груди.
Окружность головы доношенного новорожденного в среднем равна 34 см. За год окружность головы увеличивается примерно на 12 см. В первые месяцы жизни голова растет очень интенсивно. К концу 1-го месяца жизни окружность головы увеличивается на 1,5 - 2 см., последующий ежемесячный прирост окружности головы соответствует 1,5 - 1 см.
Окружность головы (ОГ) измеряют одной и той же сантиметровой лентой, по линии, проходящей через наиболее выступающие бугры костей черепа (через затылочный бугор сзади и через надбровную линию спереди).
По формуле можно ориентировочно провести расчет окружности головы (ОГ) ребенка до 1 года:
ОГ (для первого полугодия) = ОГ (при рождении) + 1,5 × N;
ОГ (для второго полугодия) = ОГ в первом полугодии + 1,0 × N; где N - количество месяцев жизни.
Окружность грудной клетки у доношенного новорожденного ребенка составляет 32 - 35 см. и в норме на 1,5 - 2 см. меньше окружности головы. К трехмесячному возрасту обычно это соотношение выравнивается, т.е. окружность груди равна окружности головы, а затем это соотношение изменяется за счет более интенсивного развития грудной клетки и увеличения ее размеров. Измеряется окружность грудной клетки следующим образом: сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, идет вперед и спереди, захватывая нижний край околососковых кружков. В среднем окружность грудной клетки у новорожденного малыша за год увеличивается на 16 см.
Для определения пропорциональности (гармоничности) физического развития младенцев используют специальные индексы.
Массо-ростовой индекс - отношение массы тела к росту (при рождении). При норме индекс должен превышать 6, если он менее 6, это свидетельствует о врожденной гипотрофии, т.е. недостаточности веса, если более 7 - об его избыточности.
Сопоставление окружностей головы и грудной клетки: при рождении окружность головы на 1,5 - 2 см. больше окружности грудной клетки, в 3 месяца эти окружности равны, к 1 году окружность грудной клетки больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.
Для контроля окружности головы и груди малыша лучше приобрести собственную сантиметровую ленту и пользоваться только ей - современные измерительные приборы имеют большие различия в величине делений.
Таблица 1. Средняя прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни (ВОЗ, 2006)
Возраст, мес. | Прибавка роста за месяц, см. | Прибавка роста за истекший период, см. | Месячная прибавка массы тела, гр. | Прибавка массы тела за истекший период, гр. |
1 | 3 | 3 | 600 | 600 |
2 | 3 | 6 | 800 | 1400 |
3 | 2,5 | 8,5 | 800 | 2200 |
4 | 2,5 | 11 | 750 | 2950 |
5 | 2 | 13 | 700 | 3650 |
6 | 2 | 15 | 650 | 4300 |
7 | 2 | 17 | 600 | 4900 |
8 | 2 | 19 | 550 | 5450 |
9 | 1,5 | 20, 5 | 500 | 5950 |
10 | 1,5 | 22 | 450 | 6400 |
11 | 1,5 | 23, 5 | 400 | 6800 |
12 | 1,5 | 25 | 350 | 7150 |
Психическое и двигательное развитие детей первого года жизни
В тесном взаимодействии с физическим развитием младенца, протекает эволюция его психических и двигательных навыков, однако, для грамотной оценки динамики психомоторного развития малыша, необходимо четко представлять себе физиологию «отправной точки», а именно двигательные особенности новорожденного ребенка (таблица 2).
Таблица 2. Врожденные безусловные рефлексы здорового ребенка на первом году жизни:
Хватательный рефлекс Он проявляется во время поглаживания его ладошки или легкого касания каким- либо предметом. Рефлекторно малыш схватывает и удерживает все, что касается его ладони. Он в состоянии держать в одной ручке предмет весом до килограмма, а если ему удается ухватиться обоими руками за что-либо, то даже и висеть. | |
Поисковый рефлекс Ребёнок поворачивает головку, если касаются или поглаживают его щёчку. Этот рефлекс является необходимой частью инстинкта поиска пищи и питания. | |
Сосательный рефлекс
Проявление: у новорождённого заметны сосательные движения губ, если провести вокруг рта пальцем или соской. Также связан с инстинктом питания. | |
Рефлекс Бабинского При проведении пальцем по внешнему краю стопы пальчики ноги расходятся в разные стороны одновременно с поворотом стопы. | |
Рефлекс Моро Ребёнок разводит и сводит реки и ноги - как реакция на громкий и внезапный звук. То же происходит, если ребёнка подбрасывают на руках | |
Рефлекс Бабкина При надавливании ребёнку на ладонь, он поворачивает голову и открывает рот. | |
Плавательный рефлекс Ребёнок совершает движения подобные плавательным, если положить его на живот. | |
Рефлекс ходьбы Ребёнок совершает движения, имитирующие ходьбу, если поддерживать его под руки так, чтобы он касался ножками какой-либо поверхности | |
Психомоторное развитие здорового доношенного ребенка на первом году жизни:
Возраст | Психоречевое развитие | Двигательное развитие |
Новорожденность | - Слух - при резком звуке вздрагивает или моргает
- Со 2-й недели жизни - слуховое сосредоточение (плачущий ребенок умолкает, прислушивается при сильном звуковом раздражителе)
- Зрение - при ярком свете жмурится, поворачивает глаза к источнику света
- Фиксирует и удерживает кратковременно взгляд за движущимся предметом
| - Много спит, просыпается только на кормление или когда мокрый
- Характерна поза "эмбриона" ручки и ножки прижимает к туловищу, кисти сжаты в кулачок
- Двигательная активность хаотическая, нецеленаправленная
- Возможно непостоянное легкое сходящееся косоглазие
- Возможен редкий высокочастотный тремор (дрожание) подбородка, рук при крике, кормлении
|
1 месяц | - Кратковременная зрительная фиксация, плавное прослеживание за движущимся предметом
- Прекращение или изменение характера плача на голос взрослого
- Речь - появляются отдельные заднеязычные звуки "г", "к"
- Первая улыбка при общении со взрослыми или во сне
| - Лежа на животе - кратковременно приподнимает и удерживает голову
- Моторика - в положении на животе поднимает голову, пытается ее удержать.
- Эмоции - открывает рот при обращении к нему взрослого (ротовое внимание).
|
2 месяца | - Четкий ритм сна и бодрствования. Сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование
- Улыбка при общении со взрослыми
- Длительно удерживает предмет в ноле зрения
- Ищет источник звука поворотом головы
- Крик интонационно выразительный
| - Лежа на животе длительно удерживает голову, в вертикальном положении - непостоянно
- Непродолжительно удерживает вложенную игрушку в руке
|
3 месяца | - Комплекс оживления при общении (активные движения, улыбка при общении со взрослыми, при появлении интересной игрушки)
- Плавно следит за игрушкой во всех на правлениях
- Сочетанный поворот головы и глаз к источнику звука
- Направляет руку к игрушке
- Рассматривает, ощупывает свои ручки
| - Лежа на животе опора на согнутые под острым углом предплечья
- В вертикальном положении хорошо удерживает голову
- Физиологический гипертонус мышц постепенно проходит – ручки и ножки легко распрямляются, кисти не сжаты в кулачки
- Может начать переворачиваться со спины на бок и даже на живот
- Иногда ребёнок случайно наталкивается руками на игрушки, которые подвешены над кроваткой
- В связи с угасанием рефлекса опоры, подвешенный в вертикальном положении начинает приседать или очень слабо опирается
|
4 месяца | - Ориентировочная реакция на общение перед комплексом оживления. Начинает различать лица и дифференцировать «свой – чужой»
- Целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью
- Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду
- Локализует звук в пространстве. Различает голоса близких
| - Лежа на животе - опора на согнутые под прямым углом предплечья
- Лежа на спине - при тракции за руки сгибает руки в локтях, приподнимает голову, подтягивается
- Поворачивается со спины на бок или живот
|
5 месяцев | - Ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакцией страха
- Четко дифференцирует "свой-чужой"
- Адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется
- Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье
- Переводит взгляд с предмета на предмет
- Тянется к игрушке и захватывает ее, перекладывает игрушки из рук в руку, тянет руку и игрушку в рот, двумя руками держит бутылочку
| - Лежа на животе опирается на вытянутые руки, на одну руку
- На спине - при подтягивании за руки тянется за руками, присаживается
- Уверенно поворачивается со спины на живот
- Ровно стоит при поддержке
|
6 месяцев | - Четкая ориентировочная реакция; при виде матери беспокоится или оживляется
- Рассматривает окружающие предметы и людей
- Оптическая реакция опоры рук; захватывает игрушку с любой стороны. Держит в каждой руке по предмету, перекладывает игрушки из руки в руку
- Поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым (активное внимание)
- Начинает реагировать на своё имя
- Хорошо ест с ложки, снимая губами, пьёт из чашки
- Речь - ребенок подолгу может общаться сам с собой. Начало лепета (отдельные слоги говорит «ба», «ма)
| - Лежа на животе - опора на вытянутые руки, на одну руку
- Лежа на спине - при тракции за руки садится
- Посаженный удерживает позу с опорой на две руки
- Поворачивается со спины на живот и обратно
|
7 месяцев | - Внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом
- Дифференцирует «своих» и «чужих»
- Захват игрушки сопровождается генерализованными активными движениями. Перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке
- Находит взглядом знакомый предмет по просьбе взрослого
- Пьет из чашки, которую держит взрослый
| - Поворачивается с живота на спину и обратно
- Посаженный ребенок сидит без опоры на руки
- Становится на четвереньки
- Ползает на животе по-пластунски
|
8 месяцев | - Игровой контакт с взрослыми; Лепет и жест как средство коммуникации
- Четко дифференцирует «своих» и «чужих». Различает лица людей. Знает свое имя
- Активный, интонационно-выразительный лепет
- Отталкивание предмета, кидание, стучит предметом о предмет, манипулирует 2 - 3 предметами;
- Хлопает в ладоши – играет в «ладушки», машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым. Достаточно умело берет мелкие предметы, вкладывает их в крупные, интересуется пирамидкой. Подражает взрослым, понимает некоторые слова – «дай», «на», «где?», игровой контакт со взрослым
- Сам держит в руке сухарик, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
|
- Самостоятельно садится и сидит, не опираясь
- Становится и ползает на четвереньках
- Ухватившись за опору, становится на колени, на ноги
|
9 месяцев | - Игровой контакт со взрослыми. Различные эмоциональные реакции при контакте с матерью
- Отвечает действием на словесные инструкции. Ищет спрятанную игрушку. Общение при помощи жеста
- Берет мелкие предметы двумя пальцами
- В лепете разнообразные звуковые сочетания: отдельные слогоподражательные слова, интонационно-мелодическая имитация фразы
- Может начать приучаться к горшку, так как демонстрирует готовность опорожниться
- Пьет из чашки, придерживая ее руками
| - Сохраняет равновесие сидя при манипуляциях с предметами
- Встает, ухватившись за опору
- Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки
- Ползает, встает на колени
|
10 месяцев | - Реакция неудовольствия на различные ситуации
- Голосом сигнализирует о биологических нуждах
- Подражание звукам, слогам
- Разнообразие звуковых сочетаний
- Подражательные движения рук - «ладушки», «до свидания»
- Игровой контакт со взрослым
- Вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза. Пальцевой захват игрушки
- Играет с игрушками в соответствии с их назначением – машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга
- Показывает части тела другого человека
|
- Ходит при поддержке за ручку или опору держась одной рукой
- Поднимается и спускается с невысокой лестницы
|
11 месяцев | - Выполняет некоторые просьбы, избирательно относится к окружающему
- Реакция торможения при слове "нельзя"
- Говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя»
- Выбрасывание игрушек из кровати. Вкладывает пальцы в отверстия на ощупь. Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком. Подражательные движения - перелистывание страниц, запуск машины. Показывает части своего тела
| - Ходит, держась одной рукой; делает несколько шагов без опоры
|
12 месяцев | - Избирательное отношение к окружающим. Подчиняется некоторым инструкциям
- Обращается со взрослыми при помощи звукосочетаний
- Говорит 5 - 6 лепетных слов, выражена интонация просьбы
- Соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами
- Вкладывает один предмет в другой открывает коробку или ящик
- Любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
- Пользуется ложкой и гребенкой по назначению
| |
Если ребенок родился недоношенным и/или маловесным, допустимые сроки приобретения навыков смещаются, однако они тоже имеют свой допустимый возрастной диапазон.
Особенности психомоторного развития детей, родившихся с дефицитом массы тела
ГФ
Масса тела от 1000 г. Зрительно-слуховое сосредоточение в 2 - 3 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 3 - 4 месяца.
Поворот со спины на живот в 6,5 - 7,5 месяцев.
Поворот с живота на спину в 7,5 - 8,5 месяцев.
Самостоятельно садится в 9 - 12 месяцев.
Самостоятельно стоит в 11 - 12 месяцев.
Самостоятельно ходит в 14 - 15 месяцев.
Начинает произносить слова в 12 - 14 месяцев ГФ
| ГФ
Масса тела от 1000 до 1500 г. Зрительно слуховое сосредоточение в 2 - 2,5 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 3 - 4 месяца.
Поворот со спины на живот в 6 - 7 месяцев.
Поворот с живота на спину в 7 - 8 месяцев.
Самостоятельно садится в 8 - 10 месяцев.
Самостоятельно стоит в 11 - 12 месяцев.
Самостоятельно ходит в 14 - 15 месяцев.
Начинает произносить слова в 12 месяцев
ГФ
|
ГФ
Масса тела от 1500 до 2000 г. Зрительно слуховое сосредоточение в 1,5 - 2 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 2 месяца.
Поворот со спины на живот в 5 - 6 месяцев.
Поворот с живота на спину в 6 - 7 месяцев.
Самостоятельно садится в 7 - 8 месяцев.
Самостоятельно стоит в 9 - 10 месяцев Самостоятельно ходит в 11 - 13 месяцев Начинает произносить слова в 12 – 14 месяцев
ГФ
| ГФ
Масса тела от 2000 до 2500 г. Зрительно слуховое сосредоточение в 1 - 1,5 месяца.
Удерживает голову в вертикальном положении в 1,5 - 2 месяца.
Поворот со спины на живот в 5 - 5,5 месяцев.
Поворот с живота на спину в 6 - 7 месяцев.
Самостоятельно садится в 6 - 7 месяцев.
Самостоятельно стоит в 9 месяцев.
Самостоятельно ходит в 11 - 12 месяцев.
Начинает произносить слова в 11 - 12 месяцев
ГФ
|
О.В. Быкова
Д.м.н., главный научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии
Департамента Здравоохранения г. Москвы