14 июня в рамках ПМЭФ-23 состоялась сессия «Поверить в своё: имидж российской фармы». В ходе мероприятия представители министерств и ведомств, бизнеса, НКО и медиа обсудили стереотипы, которые все еще сохраняются вокруг отечественных препаратов, и возможности для их преодоления.
Отечественная фармацевтическая отрасль относительно молода, однако российские компании уже способны осуществлять разработку и выпуск сотен наименований современных и эффективных лекарственных средств в различных нозологиях как для удовлетворения потребностей страны, так и для развития не сырьевого экспорта.
«Санкт-Петербург вносит существенный вклад в обеспечение лекарственной безопасности пациентов. Только на территории города находится 24 фармпредприятия, которые в том числе осуществляют производство препаратов по принципу полного цикла – от субстанции до готовой лекарственной формы, а также ведут научно-исследовательские разработки», – отметил Олег Эргашев, вице-губернатор Санкт-Петербурга.
Несмотря на успехи, в обществе все еще сохраняется недоверие к медикаментам собственного производства. Это подтверждают опросы общественного мнения, негативная реакция пациентских сообществ на замену зарубежных медикаментов отечественными.
«В 2019 году была целая волна официальных писем и флешмобов по поводу российских препаратов для пациентов с муковисцидозом, онкологией и сахарным диабетом, с отголосками которой мы сталкиваемся и сейчас. При этом, например, из всего перечня онкопрепаратов, в отношении которых были обвинения в низком качестве, только один был действительно отечественного производства. Однако негатив активно поддерживали, в том числе СМИ», – Марина Рыкова, директор по стратегическому маркетингу ГЕРОФАРМ.
В первую очередь, это связано с тем, что на протяжении долгих лет зарубежные фармацевтические компании не встречали достойной конкуренции в стране, формировали имидж и приверженность к своим препаратам. Сегодня российским производителям необходимо в кратчайшие сроки наверстать упущенное. Пациенты должны быть не только уверены в наличии и доступности терапии, но и в ее эффективности.
«Когда пациент не верит в научные разработки и производство, в систему контроля за качеством – он не верит и в сам препарат. Необходима большая информационная открытость – важно публиковать материалы о научных разработках, еще на этапе клинических исследований начинать взаимодействие с пациентами и врачами», – Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов.
Такой подход поддерживается и врачебным сообществом. Доказательная медицина, базирующаяся на клинических исследованиях, – это то, что лежит в основе системы образования врачей.
«Публикации клинических исследований и их результатов – это элемент независимой экспертизы, знак качества для врачей. Кроме того, это основа погружения препаратов в клинические рекомендации. Исследования, в частности клинико-экономические, доказывают врачу, что лечить отечественными препаратами выгодно, но не потому что упаковка или курс стоит дешевле, а потому что исходы стоят меньше. Всю эту информацию нужно доносить через научные журналы, пациентские школы и, конечно, средства массовой информации», – Дмитрий Сычев, ректор Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России.
В этой связи ключевой повесткой сессии стал поиск решений для совместной работы государства, бизнеса, СМИ, врачебного и пациентского сообществ для выстраивания открытого диалога с обществом.
«СМИ борются за внимание читателей и зрителей. Действительно негатив привлекает аудиторию, но позитивных инфоповодов много. Сегодня государство четко задает вектор – важно продвигать отечественное, а СМИ чувствуют свою социальную ответственность. Призываю компании рассказывать о своих разработках и производстве, приглашать на экскурсии, давать возможность общаться с реальными пациентами, участниками клинических исследований. Не нужно давать сухие новости, делайте материалы интересными», – Анжелика, заместитель генерального директора Медиагруппы «Комсомольская правда»
Отдельное внимание было уделено вопросам контроля качества и тем инструментам, которые могут гарантировать соответствие препаратов высоким стандартам эффективности и безопасности.
«Торгово-промышленная палата следит, чтобы у фармкомпаний были все возможности для производства продукции стабильного качества в указанный срок как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Наши эксперты выезжают на предприятия для проверки оборудования, сырья, штата, всех инструкций и т.д. Мы видим, что наши предприятия могут выпускать качественные препараты, поэтому оказываем со своей стороны содействие в освещении этих возможностей», – Елена Желтухина, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.