Широкий круг вопросов – от регулирования отрасли до инструментов социального маркетинга – были подняты экспертами ГЕРОФАРМ на одном из главных отраслевых форумов страны. При этом неизменно в фокусе внимания оставались главные задачи – лекарственная безопасность и доступность современной терапии для российских пациентов.
«Наша задача и ответственность – поддержать российских пациентов, обеспечив их качественными и доступными лекарствами не когда-то потом, а здесь и сейчас. ГЕРОФАРМ и отрасль в целом готовы оперативно налаживать выпуск прорывных препаратов, по которым есть высокая неудовлетворенная потребность из-за нежелания западных компаний выходить на наш рынок. Это должно стать отдельным треком новой стратегии по развитию фармпромышленности», – подчеркнул генеральный директор компании Петр Родионов.
В подтверждение этих слов он привел пример препарата с семаглутидом, который в прошлом году ушел с российского рынка. «В первом квартале объем потребления этого продукта превысил годовой объем 2023 года. То есть был огромный отложенный спрос, неудовлетворенный со стороны пациентов ввиду недоступности и очень высокой цены», - рассказал спикер.
В конце 2023 года компании было выдано решение о принудительном лицензировании, чтобы закрыть возникшую дефектуру. О важности этого инструмента для лекарственной безопасности говорили в рамках сессии по интеллектуальной собственности. Павел Шамардин, директор по правовым вопросам, выразил надежду, что недавно созданная подкомиссия позволит оптимизировать процедуру по выдаче таких решений, сделает процесс более прозрачным и понятным, а в фокусе будет не только дефектура препаратов, но и их значимость для отрасли и пациентов.
В числе других мер, которые будут определять развитие фармотрасли, Петр Родионов отметил «второй лишний». По мнению эксперта, эта мера должна стать доминантой для тех компаний, которые хотят работать на рынке России, поэтому нужно расширять ее действие не только на перечень СЗЛС, но и всего списка ЖНВЛП, а также сохранять особые условия преференций в фармотрасли для тех, кто готов локализовать производство по полному циклу. Такой дифференцированный подход к отраслям необходим для того, чтобы не произошло девальвации всех тех достижений, которых удалось достичь за последние 6-10 лет в фармпромышленности, а также для реализации амбициозных задач, заложенных в стратегии Фарма-2030.
Вопросы доступности препаратов поднимались и в рамках других сессий форума. Вилена Галкина, директор по взаимодействию с органами государственной власти, приняла участие в дискуссиях по ценовому регулированию и развитию системы государственных закупок. Она отметила, что действующие правила формирования начальной максимальной цены давно требуют пересмотра, так как создают условия для отмены торгов и перевыставления их по более высокой цене, которая является рыночной и адекватной. Ярким примером стал резонансный в СМИ случай с отменой торгов на инсулин аспарт в марте этого года. Такие ситуации, по мнению спикера, создают угрозу доступности жизненно-необходимых лекарственных препаратов для пациентов. Еще одно предложение эксперта касалось повышения прозрачности торгов через государственные унитарные предприятия, которые позволяют регионам не публиковать торги. В этом случае фармпроизводители не могут адекватно оценивать объемы и цены на свои препараты, а также планировать производство, что в настоящий момент становится крайне критичным для системы здравоохранения.
Также на форуме не раз поднимались вопросы проведения клинических исследований. О том, как трансформируется эта сфера, что происходит с разработками оригинальных и воспроизведенных препаратов, и как компании справляются с существующими проблемами, говорили участники сессии, модератором которой выступил директор медицинского департамента Игорь Макаренко. В ходе мероприятия экспертами были представлены решения и кейсы, которые наглядно продемонстрировали, что индустрия активно развивается, а новые вызовы и технологии лишь ускоряют разработку препаратов.
То, как изменения в отрасли влияют на маркетинговые стратегии компаний, обсудили эксперты в рамках специальной сессии. Директор по стратегическому маркетингу Марина Рыкова рассказала о социальных инициативах компании, которые стали значимой частью маркетинговой стратегии ГЕРОФАРМ. Спикер на примере кейса с запуском первых российских аналоговых инсулинов в 2019 году, показала, как системная работа с врачами и пациентами помогла справиться с кризисом, а также повысить доверие к российским препаратам и вывести компанию в лидеры на инсулиновом рынке России. Марина подчеркнула, что компания продолжает наращивать экспертизу в социальном маркетинге, расширяя программы и предлагая социальную франшизу зарубежным партнерам.