Rus Eng Es
Главная / Новости компании / Открытый диалог: новый формат встреч российских фармпроизводителей и СМИ

Открытый диалог: новый формат встреч российских фармпроизводителей и СМИ

25 Марта 2013

21 марта 2013 года в гостинице Radisson Royal Hotel состоялся брифинг «Открытый диалог», организаторами которого выступили группа компаний «ГЕРОФАРМ» и Некоммерческое партнерство «Медико-фармацевтические проекты XXI век».

Встреча генерального директора «ГЕРОФАРМ» Петра Родионова и директора Партнерства Дмитрия Чагина с журналистами ведущих СМИ была инициирована в преддверии церемонии награждения победителей регионального журналистского конкурса «Золотое перо». В этом году оргкомитет конкурса включил специальный приз «За лучшее освещение проблематики развития фармацевтического кластера на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Главная задача специального приза конкурса «Золотое перо» – привлечь внимание медийной общественности к теме развития фармацевтической промышленности в регионе и необходимости ее полноценного освещения. Как полагают инициаторы вручения спецприза, с учетом большого потенциала журналистского сообщества качественное информационное сопровождение реформирования отрасли будет способствовать формированию полноценного диалога между всеми участниками процесса и скорейшему переходу фармпромышленности на инновационные рельсы, и следовательно, повышению конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечению российского здравоохранения современными, эффективными, доступными лекарственными средствами отечественного производства.

Встреча позволила осветить широкий круг вопросов, касающихся разных аспектов развития фармацевтической промышленности: экономических, производственных, социальных, кадровых.

Одним из первых вопросов встречи стало обсуждение перспектив реализации Федеральной стратегии ФАРМА-2020: перед отраслью стоит задача достигнуть 50% импортозамещения к 2015 году и 90% к 2020. Позитивные изменения уже есть: доля препаратов отечественного производства уверенно растет. «На сегодняшний момент нет ничего невозможного, ни одного продукта или технологии, которые мы не могли бы сделать, - комментирует Петр Родионов. - Нужно только время и предпосылки. Известный постулат: если хочешь создать индустрию, создай рынок, а бизнес всегда будет следовать за возможностями».

Российский фармрынок сохраняет хорошую динамику и стал единственным рынком, который вырос даже в период финансового кризиса. По прогнозам экспертов к 2020 году объем рынка может составить 40-50 млрд.долл., то есть вырасти вдвое по сравнению с существующими показателями. Журналисты задали ряд вопросов о роли кластеров в этом процессе, в том числе о результатах работы Санкт-Петербургского кластера фармацевтической и медицинской промышленности, который вошел в число 13 приоритетных инновационных территориальных кластеров в России. Петербург обладает целым рядом предпосылок, чтобы стать Фармацевтической столицей. Здесь исторически сформировалась сильная научная база, однако для успешного развития отрасли необходима бизнес-составляющая, которая могла бы внедрять перспективные идеи в производство. И развитие кластера дает надежды на то, что определенный прорыв все-таки состоится. По словам Дмитрия Чагина, в настоящее время в кластер входит около 115 небольших и 20 крупных компаний, суммарно только учредителями Партнерства, а это компании «ГЕРОФАРМ», «Полисан», «Биокад» и «Вертекс», уплачивается более 0,5 млрд. руб. региональных и более 1 млрд. руб. федеральных налогов. Однако пока об эффекте синергии от взаимодействия или о получении реальных выгод от преференций участникам объединения говорить рано. Основной мотив для вступления в кластер – возможность диалога, в том числе с государственными структурами.

«Невозможно сразу перейти к инновационной модели, - комментирует Петр Родионов. – Нужно сначала создать крепкую инфраструктуру. Так, наша компания в числе первых проектов реализовала создание R&D центра, где сегодня работает уже 50 человек, в этом году мы расширяем площади центра в 2 раза, до 1500 кв.м. Сегодня здесь мы можем заниматься наукой, в лабораторных условиях отрабатывать новые технологии, внедрять их в промышленное производство». Всего в настоящее время «ГЕРОФАРМ» разрабатывает более десятка препаратов, часть из них относится к категории first-in-class, первых в мире, как например, препарат для лечения нефро- и нейропатии при сахарном диабете. «Практика показывает, что оптимальным является небольшой численный состав R&D центров, - рассказывает Петр Родионов. – Еще лет десять назад зарубежные компании укрупняли свои научные центры, которые со временем становились неэффективными структурами, и теперь эти компании идут по обратному пути. 50-100 человек – оптимальный состав, если людей больше, то теряется дух новаторства».

В планы «ГЕРОФАРМ» входит и создание глобальных продуктов, разработка которых ведется по новым правилам, и они будут признаны во всем мире. В числе приоритетных направлений – препараты из области эндокринологии, в том числе аналоговые инсулины: лизпро и гларгин.

При реализации стратегии «ФАРМА-2020» профессионалам рынка стала очевидна необходимость серьезных шагов: инвестирования в науку, создание лабораторий, открытие производственных мощностей по стандартам GMP. «Сегодня необходимо грамотное планирование отрасли, – прокомментировал Дмитрий Чагин.- Импортозамещение должно иметь плановые шаги. Причем нужно стимулировать те компании, которые инвестируют в создание или модернизацию существующих производств именно по GMP, например, предоставлять им льготные условия кредитования, заключать долгосрочные договора на поставки инновационных препаратов».

Тема внедрения GMP вызвала живейший интерес у участников встречи. К 2014 году российские производители должны перейти на новые стандарты, времени остается не так много, а нерешенных вопросов еще достаточно: необходимо четкое изложение и закрепление правил и понятий, создание инспектората, который бы проверял не только локальные, но и зарубежные производственные площадки, защищая внутренний рынок от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных производителей. «В Европе инспекторат – один из неценовых инструментов допуска импорта на рынок, - поясняет Петр Родионов. - Например, в Румынии, где мы проходим процедуру регистрации, в инспекторат входит всего 2 человека, кто выезжает на зарубежные площадки. Запись на аудит производится сейчас на 2019 год. Вот такое регулирование. Нужно дать возможность развития своей локальной индустрии».

Заговорив об опыте других стран, участники встречи задали логичный вопрос о том, возможна ли в принципе конкуренция отечественных компаний с зарубежными гигантами. «Нам необходимо прекратить несостоятельные суждения о том, что все отечественное хуже импортного, - ответил Дмитрий Чагин. - Все, что производится у нас – безусловно качественное, основная проблема в том, что слишком долго зарубежные компании, заинтересованные в огромной доли российского рынка, пытались донести обратное». Сложившийся стереотип нужно менять, поскольку без правильного отношения общества к отечественным лекарственным препаратам невозможна успешная реализация стратегий развития фармотрасли.

Государственная политика, направленная на развитие отечественного фармпрома, не гарантирует производителю рынок, но стимулирует реализацию инвестиционных проектов как российских, так и зарубежных компаний, многие из которых приняли решение локализовать свои производства в России: порядка 15 компаний заявили о проектах, суммарные инвестиции в которые составили более 22 млрд. руб. Принятие стратегии ФАРМА-2020, курс на внедрение GMP, переход с 2011 года на торги при государственных закупах ЛС в форме электронного аукциона – это важные шаги по развитию российского фармацевтического рынка. Нужно не потерять этот позитивный вектор, который даст мощный толчок не только развитию фармацевтики, но и смежным областям. Комплекс дальнейших мер должен включать GPP – так называемую практику надлежащих государственных закупок, принятую, например, в Казахстане. GPP предусматривает недопущение к торгам импортных продуктов при условии участия двух и более отечественных производителей с локальными продуктами. Также эта страна создает условия для трансфера технологий: так, например, в случае создания производства инсулинов, которое сегодня в Казахстане отсутствует, производитель получает гарантированный объем закупок по определенным ценам, что значительно снижает риски инвестора. В настоящее время «ГЕРОФАРМ» ведет переговоры с Казахстаном о возможности создания там производства инсулинов по технологии компании.

Журналисты также смогли поинтересоваться ходом реализации проектов «ГЕРОФАРМ». Компания завершает работы по созданию GMP завода в Московской области – открытие запланировано на осень текущего года, параллельно продолжает работу над проектом технологического комплекса в Пушкине. Здесь будут выпускаться как существующие продукты, так и новые разработки, реализованные в R&D центре компании в ОЭЗ «Нойдорф», например, низкомолекулярный гепарин. Объем инвестиций в проект в Пушкине составит порядка 1,3 млрд. руб.

Рассказывая о финансовых результатах работы компании, Петр Родионов отметил, что в настоящее время доля государственного заказа не превышает 10% от выручки, которая в 2012 году превысила 2 млрд. руб. Однако уже в ближайшие годы компания планирует нарастить долю гос.заказа до 25-30%, соответственно, выручка должна составить 2,7 млрд.руб. в 2013 году и достигнуть рубежа в 5 млрд.руб. к 2017 году. Этот рост должен быть обеспечен запуском новых продуктов, на что требуется в среднем от 1 до 3 лет, и расширением экспортного направления.

Участники встречи отметили, что между спикерами и журналистами сложился активный диалог, который помог обменяться мнениями по многим актуальным вопросам развития отрасли и регионального кластера, а также понять, какие аспекты этих процессов наиболее интересны для СМИ. Диалог получился по-настоящему открытым, и это дает надежду на то, что тема развития отечественного фармпрома получает и будет получать в дальнейшем качественное информационное освещение.



Вы являетесь медицинским специалистом?

Вверх